Как читать схемы из японских журналов

Как читать схемы из японских журналов
Как читать схемы из японских журналов
Как читать схемы из японских журналов
Смирнов Илья Викторович (1958) — историк и публицист. Закончил исторический факультет МГПИ им. Ленина, ученик знаменитого специалиста по русскому средневековью В.Б.Кобрина. Еще будучи школьником организовал в 1975-79 гг. неформальный клуб «Антарес» левой направленности. В 80-е годы активно участвовал в советском рок-движении, был автором и редактором рок-журналов «Зеркало», «Ухо» и «Урлайт». Автор книг о феномене русского рока: «Время колокольчиков» (1994), «Прекрасный дилетант» (1999). Также автор так не увидевшей свет в печатном виде книги «Либерастия» (2000), название которой практически обрело статус термина. С начала 90-х годов публикует статьи по проблемам современного образования и исторической науки. С 2006 года выступает в качестве рецензента гуманитарной (прежде всего исторической) литературы на радиостанции «Свобода». Постоянный автор журнала «Скепсис».
«28 панфиловцев»: чего ни хватишься, ничего нет «Непонятно даже, какое государство воюет с гитлеровской Германией в 1941 г. Не СССР, а некая Россия вообще, к которой загадочным образом присоединился Казахстан (место формирования панфиловской дивизии). Юный зритель, обученный истории по Болонской программе, сообразит, что казахи, наверное, были наши союзники, как США и Англия». Школа свободы Варлама Шаламова «Коллизия не новая. Ее запечатлел Шекспир в “Кориолане”, вдохновляясь еще более древней римской историей. Негодование против собственных властей (вполне законное и обоснованное) может подвести человека к такому рубежу, на котором для продолжения борьбы нужно будет объединиться с внешним врагом. Врагом не правительства, а страны, всего твоего народа. “Горе гражданину, который за тирана мстит отечеству!”». Уроки февраля «Столетие революции 1905–1907 годов, 150-летие П.А. Столыпина, трёхсотлетие династии Романовых, в повестке дня на 2014 год — Первая Мировая война, а на горизонте — 1917. Каждый исторический юбилей расплёскивается по страницам и экранам потёками «политики, опрокинутой в прошлое». Клиническими анализами этой субстанции уже много лет занимается мой друг Авесхан Македонский. Я же стараюсь не пропустить те редкие (и, как правило, малотиражные) издания, из которых поколение ЕГЭ могло бы извлечь объективную беспартийную информацию: как оно было на самом деле». Те же — и герой «Юрий Моисеевич Эскин уже много лет работает в Архиве древних актов. Учреждение тоже по-своему уникальное. В последнюю российскую смуту его сотрудники продолжали заниматься конкретными исследованиями, а не “дискурсами” и, в нарушение всех, якобы объективных, законов экономики, сохранили вверенные им сокровища — при убийственном соотношении своих зарплат с рыночными ценами на старину и при фактической безнаказанности казнокрадства. При отключённом, извините, электричестве и охране, которую пресловутая “невидимая рука рынка” снимала за какие-то мистические “долги” одних государственных организаций перед другими, тоже государственными». За оранжевым закатом… «Стремление во всем доискиваться исторических корней — характерная черта Максима Кантора. Не случайно в исторических главах периодически появляются дедушки и бабушки современных персонажей. Чем они там занимались при историческом материализме? Вот госпожа Фрумкина, “редактор журнала «Сноб»” (14), “та, что боролась со сталинизмом каждой строчкой” (53). А вот товарищ Фрумкина, которая при живом сталинизме была “переведена на пост ответственного секретаря дабы вычищать вредные элементы, оставшиеся от политики Зиновьева”(99). И та, и другая правильно понимают генеральную линию. Собственно, это одно и то же лицо в изменившихся декорациях. И не лицо даже, а социальная функция». Наркомафия королевы Виктории «Проблема прав человека зачастую трактуется современными европейскими либералами как право безнаказанно причинять зло окружающим. Субкультурные сообщества наркоманов и гангстеров, тоталитарные секты и иные подобные группы заинтересованы в расширении своих рядов за счёт прежде всего молодежи и подростков. Но у последних тоже есть права — прежде всего право оставаться нормальными здоровыми людьми». Московская экология — «стригучий лишай» «То, что вызывает доброе и светлое чувство у ученого, поэта, да просто у любого человека, любящего свою страну, то бездушная бюрократическая машина пытается извести под корень. И не только цветы и травы. Заметьте, как целеустремленно годами уничтожаются старые дома, как навязывали Питеру Газоскрёб, чтобы раз и навсегда уничтожить неповторимое собственное лицо этого города, как „освобождали“ школьников от русской литературы, как рвут куски земли из усадьбы „Архангельское“». Стороны российского просвещения «Интересно, что люди, которые так талантливо противостоят мифотворчеству в химии или биологии, сами охотно воспроизводят вполне мифологические представления об обществе. Что люди “свободно выбирают”, какие журналы им читать. Что в этой области происходит какая-то честная “конкуренция”. И если тираж “Химии и жизни” сократился раз в сто, так это произошло потому что “мир меняется”, “время другое”. Бог Кронос подкрался с серпом и перерезал источники финансирования». Транспорт в городах, удобных для жизни «Книга, выпущенная издательством “Территория будущего”, не просто переведена для русских читателей, но прямо ориентирована на их проблемы: в неё включена дополнительная глава, специально про Россию. Где, как Вы справедливо отметили, с городским транспортом происходило с начала 90-х годов нечто такое, что находится далеко за рамками не только науки или хозяйственного расчета, но просто здравого рассудка». Книга «Гражданская война в Испании 1936-1939 годов и Европа. Международные аспекты конфликта» «Когда мятеж обернулся уже настоящей большой войной, внешние факторы трудно признать равновесными. От Советского Союза – советники и военно-технические специалисты, от Италии и Германии просто "регулярные части" (68, 218), по численности в книге приводятся такие данные: 16 – 19 тысяч человек (Германия), от 40 до 80 тысяч (Италия) и 4 тысячи советских, для сравнения контингент советских военных специалистов в Китае в то же время – 3665 человек (143). То есть, в Испании имел место мятеж плюс прямая иностранная интервенция». Российская повседневность в университетском пособии «… А как вообще отделить быт от высоких материй? От войн и революций? Живет человек своей повседневностью, а где-то за тысячу километров политики решили, что жизнь его с точки зрения религии или идеологии неправильная. И разбомбили эту несчастную повседневность. Но возникла мода на такого рода историю, целые книжные серии выходят: “Повседневная жизнь русской интеллигенции при князе Рюрике”, “повседневная жизнь неандертальцев”, “повседневная жизнь эльфов и гоблинов”.» Великобритания и Франция в борьбе за «Османское наследство» ««...Премьер –министр, склонившись в своем кабинете над грудой бумаг, размышлял вслух: “Месопотамия… так… нефть, ирригация… Месопотамия должна быть наша. Палестина… так… Священная Земля… сионизм… Палестина должна быть наша. Сирия… хм, что там в Сирии? Пусть ее Франция забирает”»». Значимая секта в рекламно-философском дискурсе «На каждое мое слово г-н Хлебников ответит десятью. По делу, не по делу – какая разница. Ему предъявлены из его “научного сборника” конкретные примеры невежественной бессмыслицы. И он на голубом глазу заявляет, что в одном случае, это была, видите ли, “стилистически гипербола”, а в другом – оксюморон». Судьба и творчество Варлама Шаламова в контексте мировой литературы и советской истории «Шаламов ставит Че Гевару рядом с Гагариным, руководствуясь теми же принципами, которые сделали его убежденным противником сталинского режима. Шаламов, по его собственным словам, “был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление жизни”». Труженикам оккультного дискурса — наш скептический привет! «Если вы учёные и претендуете на то, чтобы с вами спорили в академической манере, причем тут “подлинно сущее чудо”, “софиология” и прочая каббалистика? Если вы занимаетесь оккультизмом и “новым философским видением” на основе “православного мировоззрения” вперемешку с “учением Агни Йоги” — причем тут Академия Наук?» «Академия» телеканала «Культура» Ознакомившись с этим стремительным домкратом в форме лекции «Россия как часть мирового цивилизационного процесса», я сначала ушам своим не поверил, думаю, может каналы перепутал, попал на ТНТ или Эм-Ти-Ви, но уважаемые телевизионщики оказались настолько неосмотрительны, что ещё и вывесили на сайте текст. Для облегчения, извините за выражение, иронического цитирования. Что такое «Знание и вера в философском дискурсе» ...«“Когда человек открывает книгу и начинает ее изучать, то самое главное, чтобы он делал это ради получения веры. Это должно быть его основное требование к учебе”, и вообще обучение “может рассматриваться как частный случай покаяния”. Я не издеваюсь, я “сборник научных трудов” цитирую. И сам каюсь чистосердечно, в духе “соборности” и “софийности”». «Бессарабский вопрос между мировыми войнами, 1917—1940» «Ни о каком румынском подданстве в Кишиневе речь не шла. Но шла речь о другом: как бы не допустить перехода власти к Советам. И на этой почве объединились молдавские националисты, украинские националисты, белогвардейцы, румынские власти и дипломаты стран Антанты. “7 января 1918 г. румынское командование с согласия представителей Антанты отдало приказ войскам перейти реку Прут в нескольких пунктах и вступить в Бессарабию” под предлогом “охраны продовольствия, якобы закупленного Румынией в России”. Охрана продовольствия сопровождалась постоянными расстрелами, например, Бессарабский крестьянский съезд пожаловался англичанам и французам на незаконную оккупацию и грабеж, в ответ румынское командование просто “разогнало съезд, расстреляв... 45 делегатов из 116”». О еврейских крестьянах Новороссии в книге «Бурные годы Тихого поля» «В книге рассказывается не только о двух колониях с этим названием в Херсонской губернии, Сейдеменуха Большая и Малая, но обо всём массовом движении евреев «на землю», происходившем с начала ХIХ века до Второй Мировой войны, а это уже не отдельные населенные пункты, а целая страна». Единый Государственный экзамен-2011 «Теперь этот “узкий круг” пришел к выводу, что, несмотря на все его усилия, наша школа всё ещё слишком много учит, и надо решительнее переносить акценты с замшелых тоталитарных наук на воспитание и “формирование личности гражданина”. Здесь, конечно, особую важность приобретает вот это вот всё, не знаю, как его назвать, в чем мы с Вами только что практиковались. А менее важные “химию, физику и биологию можно объединить в единый предмет под названием “естествознание”. Получится у них ещё и такая “инновация”? Почему бы и нет. Как любит говорить вышеупомянутый эстетический авторитет партии “Единая Россия”, “Скептики будут посрамлены”, причем посрамлены они будут за собственный счёт. За счет денег, собранных в виде налогов с тех, кто еще пытается заниматься каким-то полезным трудом». Опыт исследования об имуществе и доходах наших монастырей «Что касается основного текста, то его убедительная сила состоит как раз в том, что автор занимался именно исследованием, а не пропагандой, и представил на суд непредубежденного читателя огромный экономико-статистический материал с экскурсами в историю, богословие и право. Он сам преподавал в духовной академии и, естественно, от атеизма далек. <…> Он с уважением отзывается о “древних монахах”, которые “сами себя питали” (34) и не боялись “стоять за истину” перед царями. А дальше с идеалом соотносится повседневная практика той самой “России, которую мы потеряли”». Эйнштейн о религии «Журнал “Скепсис” поставил себе целью отразить посягательства на Альберта нашего Эйнштейна. Справились ли “скептики” с задачей? Безусловно, справились. Под обложкой собраны важнейшие статьи, беседы, письма Эйнштейна по религиозно-философским, мировоззренческим вопросам. Отмечаем те фразы, которые обычно используют, чтобы привязать великого физика к церковной ограде. И становится понятен механизм шулерства. Фразы либо вырываются, просто выдираются с мясом из контекста, либо прочитываются специфическим образом, так, чтобы метафоры приобретали буквальный смысл». Тайный союзник. Русская революция и Германия «Фантазия про “революцию, сделанную в Германии” занимает свое законное место рядом с “Протоколами сионских мудрецов” и высадкой инопланетян в Аппалачах. Ясно и то, почему фальшивки продолжают хождение. Потому что есть заказ. Есть современный интерес представить дело таким образом, что революции происходят не по объективным причинам, не оттого, что народу живется тяжело, а правящая элита эгоистична и бездарна, нет, они происходят из-за происков и заговоров, желательно иностранных». «Сухопутные линкоры Сталина» «Накануне Великой Отечественной против нас работал еще особый фактор, на него в книге есть прямые указания. То один, то другой, казалось бы, сугубо технический сюжет упирается в “указание о необходимости тщательной проверки … особенно по коробке скоростей, поскольку в ее проектировании принимал участие конструктор Андрыхевич, ныне арестованный”, “о гаубичном варианте… не вспоминали, возможно, потому, что сломавшийся на допросах начальник артиллерийского КБ завода “Большевик”, создатель гаубицы Б-4 Магдесиев признался в своей якобы вредительской деятельности…”, “аресту подвергся и руководитель работ по СУ-14 П. Сячентов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же…”» «Писать о войне объективно...» «Историю величайшей войны превращали в набор канцелярских штампов, причем табуированы были даже выигрышные сюжеты, например, то, что воевать пришлось не просто с немцами, но почти со всей Европой, включая немалое количество своих же соотечественников, подверженных "коричневой" инфекции нацизма, - этот факт на самом деле никак не умаляет подвига советских солдат. Наоборот. Но на этом было не положено акцентировать внимание, противника старались свести к этническому немцу». Книга о зондеркоманде «Дирлевангер» «Надеюсь, после тех цитат, которые мы приводили, любому нормальному человеку понятно, что проблема фальсификаций в истории стоит не менее, а, наверное, более остро, чем в физике. И с этим нужно что-то делать. Дальше мы можем обсуждать, что и как, состав комиссии, правовые основания ее деятельности. Это нормально. Я сам не понимаю, почему в комиссии среди чиновников не нашлось места для тех историков, которые давно уже безо всяких указаний сверху реально противостояли реабилитации нацизма...» Мешочники из книги Александра Давыдова «Аналогия на самом деле очень поверхностная. Мы ведь до сих пор говорили о нелегальном снабжении, нарушающем государственную монополию. И профессор Давыдов объяснял нам, что именно эта монополия, вдохновленная неправильной идеологией, возродила архаичные, на самом деле просто первобытные механизмы обмена: толпы с мешками на дорогах. Мы ему почти поверили. Но при Борисе Николаевиче Ельцине-то торговля как раз стала свободной. И идеология правильной. Только в результате наши граждане, вместо того, чтобы действительно что-то созидать в своей стране, стали на собственном горбу подымать экономики Турции и Китая, теми же первобытными методами, что и в гражданскую войну». «Почему я не модернист?» Михаила Лифшица «Когда и как началось перерождение – от служенья муз к выставкам мусора и сеансам любительского стриптиза? Никакие субъективные объяснения – сумасшествие, мошенничество, чей-то там низкий уровень образования – здесь не работают, потому что процесс повсеместный, он оплачивается из бюджетов, окормляется академической наукой, а где люди не хотят участвовать, там начальство заставит». Троицкий вариант из подмосковного наукограда «Не зря же у нас так стараются освободить “население” от “лишней” науки. То, что редакция газеты осмелилась этому деградансу противостоять – уже достойно уважения. И поскольку троицкое предприятие оказалось не эфемерным, перешагнув во второй год своей истории, читатели вправе подвести некоторые итоги: что удаётся, что пока не очень». Книга «Восстание. Броненосец “Потемкин” и его команда» «Еще летом, заметьте, даже на тех кораблях, которые не присоединялись к восстанию, команды отказывались стрелять в “Потемкин”. И поскольку наш “святой” царь Николай Второй “настойчиво” “требовал уничтожения броненосца”, пришлось подбирать на миноносец команду из офицеров – добровольцев. Это классовое противостояние в чистом виде, и Эйзенштейн как художник замечательно уловил дух эпохи». Пассивные эстеты из вермахта «“Сотрудничество СС с армией всегда проходило без осложнений” (118), а если конфликты всё же возникали… что ж, вот воспроизведенный в книге рассказ полковника Киттеля. “Я сказал: “Я приму меры”, сел в машину и подъехал к тому полицейскому и сказал: “…Если вы расстреливаете людей в лесу или ещё где-нибудь, где этого никто не видит, то это ваше дело. Но мы берем питьевую воду из глубокого колодца, это же будет трупная вода” (121). Принципиальный конфликт, не правда ли?». Возвращение из Собибора «Палачи в Собиборе — кто они? Командный состав — немцы или так называемые “фольксдойчи” (кто записался в высшую расу на оккупированных территориях). Однако подавляющее большинство лагерных охранников другого происхождения. Печерский в своих воспоминаниях называет их “власовцы”. Составители поправляют: ошибка (23), но у нас после войны принято было называть власовцами всех предателей, которые перешли на сторону Гитлера». «Русь, ты вся...» «Коллективная монография “Древняя Русь: очерки политического и социального строя” посвящена политико-административному делению Древнерусского государства и русских княжеств IX-XIII веков, социальному составу и функциям древнерусского веча, отношениям боярства и князей, древнерусской децимальной системе, представленной институтами десятских и сотских, в IX-XV веков». Книга про шабашку «Стремительная переоценка ценностей, когда за несколько лет производительный труд стал восприниматься как удел неполноправного контингента, который специально завозится из каких-то далеких “варварских” стран, где люди согласны на любую работу в любых условиях… вы можете, конечно, назвать такое общество “капиталистическим”, но слишком уж получается похоже на античное рабовладельческое. Не думаю, что такое устройство жизни нормальное» Хайль Лаар «Особенно впечатляет глава о Второй мировой войне. Называется она “Надежда на освобождение” и начинается так: “Надежда на освобождение с новой силой вспыхнула 22 июня 1941 года, когда немецкие войска, не объявляя войны, перешли тогдашнюю границу Советского Союза. <...> Начало войны принесло с собой новую волну репрессий. Для постановки всех ресурсов Эстонии на службу русской военной машине 24 июня был создан республиканский оперативный штаб…” » Политика vs наука. Вышла биография Дня народного единства «Современная политика, опрокинутая в прошлое, норовит свести сюжеты Смутного времени к противостоянию “наших” с иностранцами: поляками, шведами, литовцами. А ученые уточняют: для Второго Ополчения – того, которое возглавили Минин и Пожарский – предпочтительным кандидатом в цари был - кто? “Первым делом в Ярославле определились, что будут поддерживать кандидатуру шведского принца Карла-Филиппа на русский престол”» Откуда растет «левый поворот» в Латинской Америке «Кива Львович Майданик сравнивает “левый поворот”в Латинской Америке и фундаментализм в мусульманском мире, как бы однотипные движения, вроде бы, направленные против империализма, финансового капитала, глобализации, но “одно направлено в будущее, другое в прошлое, одно является по природе и целям своим - включающим, составной частью общечеловеческого движения, другое – исключающим, утверждающим исключительность и превосходство одной цивилизации”». Разнообразие противоречий. Германская историография национал-социализма «Но победа идеологии над наукой никогда не бывает полной, в Германии выходили и продолжают выходить интересные работы, и хорошо, что теперь мы можем с ними хотя бы конспективно ознакомиться. Лично для меня особый интерес представляют исследования специфики фашизма как “внеконкурентного зла” — его принципиальных отличий от традиционной империалистической реакции, с одной стороны, и от “левых” диктатур с другой». Нюрнбергский архив «И ещё герои книги отличались детской наивностью. Об уничтожении людей в концлагерях они, как правило, узнавали только на заседании трибунала. “Я ничего не знал об этом… Разумеется, в то время ходили слухи, но я им никогда не верил… Как они могли творить такое за моей спиной?” (рейхсмаршал Геринг, 189)». «Адмиралъ»: крестный ход от мужа к любовнику «Матросы только что на наших глазах геройски сражались с немцами за царя и отечество под командованием своих любимых офицеров, и вдруг ни с того, ни с сего бросаются этих офицеров убивать. Показано во всех натуралистических подробностях и первое, и второе. Вопрос: почему они так поступают? Что с ними стряслось?» Первобытность располагает к рационализму «Профессор Семёнов плохо вписывается со своими взглядами в любую непогрешимую идеологию, и в прежнюю, и в новую. Понятно, что он, несмотря на все академические регалии, сегодня практически не имеет выхода на широкую аудиторию. Через мои руки проходят пухлые тома по историографии, по методологии, по методике преподавания, и там находится место для чего угодно, от черносотенного мракобесия до “постмодернистского” словоблудия, но профессора Семёнова как бы и не существует. А на мой взгляд, его концепцию всемирной истории должен знать каждый, кто по работе связан с общественными дисциплинами». Историография германского фашизма «Историческую кухню тут при всём желании не отделить от политической, соответственно, тихую академическую жизнь от той истории, которая совершалась на полях сражений, и сюжеты её не утратили болезненной актуальности, “фашизм часто называют феноменом ХХ века, но теперь уже совершенно очевидно, что он успешно перешагнет и рубеж ХХI столетия”». Против коричневой инфекции: новости с фронтов «Почему книга Дюкова называется “Второстепенный враг”? Ответить можно, опять-таки, цитатой из постановления Второго Великого съезда ОУН, который состоялся в оккупированном гитлеровцами Кракове. “Организация Украинских Националистов борется с жидами как с опорой московско-большевистского режима, объясняя одновременно народным массам, что Москва – это главный враг”». Экзамены: куда и зачем? «Высшее образование деградировало настолько, что для большинства вузов действительно всё равно, как туда принимать: по результатам тестов, лотереи или копрограммы. Если на выходе - филькин диплом несуществующей профессии, то на входе ЕГЭ и впрямь предпочтительнее нормальных экзаменов. Проще и дешевле» Бойня национальных идей. Драма «зависимого капитализма» в Латинской Америке «Особый интерес для российского читателя представляет глава “Рост промышленности и дискуссия о выборе пути”. Из жизни уже не крестьян, а городской интеллигенции. А выбор такой. Нужна ли вообще перуанцам собственная промышленность или они должны быть счастливы, обеспечивая сырьем другие, более развитые страны?» «Культы и культура». Ироничный подход «Следующий персонаж — Николай Бердяев, запечатленный в период его увлечения антропософией. Это, если кто не в курсе, секта Рудольфа Штейнера, отпочковавшаяся от теософов. В книге приведены глубочайшие мысли Бердяева про “светлую магию”, “опытное расширение сознания в сторону оккультизма” и прочее». Книга Александра Лукина «Китай» «В книге Лукина ценно то, что автор, совершенствовавший своё московское востоковедческое образование в Пекине и Оксфорде, политически не ангажирован: он не левый и не правый, не агитирует ни за КПК, ни за НАТО, просто воспроизводит аргументы разных сторон, коммунистов и оккультистов, толстовцев и борцов с «жёлтой угрозой», и не его вина, если какая-то позиция не вызывает доверия и уважения». XVI век и историческая семиотика. Труды Владимира Кобрина «Долгое время господствовало представление, что единое государство утверждалось на Руси через борьбу дворян = мелких помещиков (во главе с царем) против бояр = крупных вотчинников и, соответственно, противников централизации. Массовый террор при Иване Грозном — кульминация векового противостояния. Опричнина подавалась как учреждение чуть ли не демократическое. На самом деле, это все миф». Религиозные проблемы с научной точки зрения «Так писать о Библии — как о литературном памятнике, который подлежит изучению наравне с другими историческими источниками, сугубо рационально и безо всякой апелляции к сверхъестественным силам, — сейчас не принято». «Забытый фашизм». Театр абсурда в колоде одной масти «Румынский фашизм совсем не “забытый”. По ходу интеграции Румынии в Европейское сообщество его, как положено, реабилитируют. А идеологически он был ближе всего к черной сотне. От “рационального” немецкого отличался какой-то первобытной дикостью, и так до самого конца не смог консолидироваться — “Ночь длинных ножей” затянулась на годы». «Переходы от античности к феодализму». Уроки объективного знания «На опыте древности и средневековья профессор Андерсон приходит к неутешительному выводу общего характера: именно массовое поступление рабов из-за рубежа служит предохранительным механизмом от закабаления соотечественников». Пирамида и маятник «Часто приходится отмечать падение качества, просто деградацию исторической литературы, но вот несомненный позитив. Добросовестное исследование, свободное, с одной стороны, от советских идеологических штампов, с другой стороны — от антикоммунистического шаманства, которым сегодня подменяется история ХХ столетия». Top nonsecret. Воспоминания Исаака Халатникова «Но при всех личных слабостях, обидах и производственных конфликтах в огромной отрасли, где люди, по современным понятиям просто бедные, распределяли большие миллионы — за всем этим проявляется некое коллективное сознательное. Лицо профессионального сообщества. И это достойное лицо». Подвиг здравого смысла: деятели Просвещения «В книге Тамары Борисовны Длугач “нынешние учащиеся” откроют для себя подлинное Просвещение – трёх мыслителей: Поля Гольбаха, Клода Адриана Гельвеция и Жан-Жака Руссо. А рассказывает о них признанный специалист по французской философии - по-научному основательно (со всеми ссылками), но простым и ясным языком, понятным действительно любому школьнику». Книга Сергея Шарова-Делоне — «Люди и камни Северо-Восточной Руси, ХII век» «Основной объём новой книги — историко-архитектурные очерки по каждому из каменных сооружений, воздвигнутых на Северо-востоке при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Здания — они предстают перед нами, как Вы справедливо отметили, героями и действующими лицами русского Средневековья». «Прекрасная еврейка». Истории самостоятельных женщин «Перед нами истории женщин, которые пытались строить свою жизнь именно как самостоятельные личности, вопреки установкам средневековой религиозной морали». «Женщина Востока в литературе и обществе»: борьба за элементарные права и свободы «Британская империя в прошлом, как и Советский Союз. А сегодня мы имеем так называемую “мультикультурность”, замечательный пример исторического предательства, когда благополучный западный интеллектуал отказывает своим братьям и сестрам с Востока в элементарных правах, которыми пользуется сам. Как говорили в старину, “выдает их головой” “родному” мракобесию, якобы по их же просьбе. Ну, у вас же своя культура, вот вы в ней и живите. В XIII веке». «Мормоны в России». Отмежеваться от рационализма «В XIX веке многие, даже ученые, охотно сочиняли такие сказки про миграции разных древних народов туда-сюда по глобусу, не только в Америку, в Полинезию, например, как будто океан это пруд в парке. Таков был уровень знаний. Но как можно сегодня на голубом глазу утверждать, что фантазии про заселение Америки семитами остаются предметом серьезной научной дискуссии, что нет “прямых свидетельств фальсификации”, а есть доводы за и против?» Образовательная реформа – хорошие новости «Не бойтесь, дети, есть и хорошие новости: в новом году мы, вроде бы, тьфу-тьфу, освободимся от одной из “реформ”, а именно от так называемых “концентров”. Была придумана такая оригинальная система преподавания, чтобы два раза проходить одно и то же. Министерству хватило 10 лет, чтобы догадаться: это не лучший способ борьбы со школьными перегрузками. Лучше поздно, чем никогда». Ценный подарок: «Якутия, историко-культурный атлас» «Именно в силу своей объективности книга становится эффективным лекарством от всяких попыток, с одной стороны, реабилитировать Сталина, с другой — распространить ответственность за его преступления на весь советский период. В тексте книги выделены биографические справки. И мы видим, что в определенный период почти все они — биографии политиков, ученых, организаторов производства — имеют стандартный финал. Арест, “правый уклон”, “реабилитирован в 1956”. Посмертно. Поголовное уничтожение лояльных специалистов не имеет не то, что нравственного оправдания — рационального объяснения с точки зрения государственных интересов, даже в самом архаичном, чингисхановском их понимании». Усыпленная бдительность. Чешское королевство в первой четверти XVII века «Сейчас модно осуждать революции за радикализм. Лучше бы по закону, по взаимному непротивлению сторон. Вроде, и впрямь лучше. Но история сложнее публицистической схемы, как левой, так и правой. Правовое сознание порою перерождается в правовой кретинизм, когда бумажка заслоняет реальность. Терпимость оборачивается соучастием. Осенью юбилейного 2007-го мы много слышали, и ещё к 7 ноября наслушаемся про ужасы победившей революции. Но вот достижения победившей контрреволюции в Чехии. Авторская терминология — “катастрофа”». Угроза существованию человека. «Дипломатическая борьба в Европе накануне Второй мировой войны» «Александр Олегович Наумов — совсем молодой исследователь, в 2001-м году закончил университет, стажировался в Америке, в его работе нет признаков того, что он коммунист или вообще марксист, но собранный и систематизированный им огромный материал по истории дипломатии утверждает, в сущности, ту самую принципиальную позицию, на которой воспитывалось мое поколение и за которую воевали наши деды. Нацизм — это абсолютное зло, от которого, цитирую, “исходила угроза самому существованию человека”». «Сверхрегулирование душит творчество». «Свободная культура» по Лоуренсу Лессигу «По мнению Лоуренса Лессига, то, что происходит сегодня вокруг интеллектуальной собственности, вступает в противоречие с базовыми представлениями о культуре и прогрессе. “Сверхрегулирование душит творчество”. Информационные технологии пытаются подчинить законам эпохи феодализма, когда “собственность принадлежала горстке людей и структур… Феодализм зависел от максимального контроля и концентрации. Он боролся со всякой свободой, которая могла помешать такому контролю… Как феодальная собственность извращает свободный рынок, так и свободную культуру калечат нынешние экстремальные права собственности”» «Театр и зрители». Мир идей как мир сценических образов «Отдельно хотел бы поблагодарить профессора Дмитриевского за то, что он разъяснил вопрос с Художественным театром, который меня давно занимал и на который я, к сожалению, так и не нашел внятного ответа в более специальной монографии Инны Натановны Соловьёвой “Художественный театр. Жизнь и приключения идеи”. Вопрос такой: как до революции сочетались между собой две принципиальные установки: “художественность” и “общедоступность”? Оказывается, с трудом сочетались». Варлам Шаламов: «Меня снова приняли за кого-то другого» «…Судя по экранизациям Шаламова, путаница продолжается до сих пор. Заслуга Валерия Васильевича Есипова — в ее преодолении. Интересный избран им методологический прием: показать своеобразие исторической личности через отношения с равновеликими — с Пастернаком, Солженицыным, Твардовским. В качестве приложения в конце короткий, спокойный и сокрушительный отзыв на новую телевизионную продукцию, снятую якобы по Шаламову, на самом же деле писатель был господами кинематографистами просто “привлечен для обслуживания” политического заказа — роль, для живого Шаламова неприемлемая и ненавистная». Демократия через самоуправление свободных крестьян «История как политика, повернутая в прошлое — особенность не только российская. А пресловутый региональный сепаратизм автор объясняет не просто племенными раздорами (как раз с этническим фактором он очень осторожен), но, в первую очередь, социально-экономическими особенностями каждого региона. Если в Южной Англии активно развивался феодализм, похожий на континентальный, то на Севере “уклад определялся преобладанием свободного крестьянства с неотчуждаемыми земельными участками”, оно было “активнее политически и, вместе с тем, теснее смыкалось с местной знатью”, которая “немногим отличалась от зажиточных крестьян по своему общему патриархальному укладу жизни”». Историки шутят. Две монографии о Константине Леонтьеве «Рекомендации “ангельского доктора” были довольно точно реализованы царским правительством. С известными результатами. И почему это в России случилась революция? Какие масоны ее завезли в пломбированном вагоне? Одна из причин, может, и не главная, но очевидная — то, что официальную идеологию сочиняли такие “ангельские доктора”». Головнин и реформы. Без четкой схемы социально-политического противостояния «Извините, но документы ельцинской эпохи ставят совсем другую цель перед школой: освобождение детей, в особенности детей простонародья, от “лишних” знаний, в первую очередь, от химии, физики, математики, еще словечко такое придумали: “гуманитаризация”. Если искать аналогии в ХIХ веке, это как раз будут тогдашние махровые реакционеры, они доказывали, что “кухаркиным детям” не место в гимназии, народу нужны не науки, а практические навыки, и, кстати, выступали за “гуманитаризацию” — поменьше физики, побольше Закона Божьего и мертвых языков. Ну, и потом — даже злейшие враги обвиняли Головнина в чем угодно, только не в казнокрадстве». Победа 1612 года.
Смутное время в голове Владимира Хотиненко «Речь Посполитая того времени — это ведь не нынешняя мононациональная Польша, а государство составное, и в наших событиях, по естественным географическим причинам, более активное участие принимали как раз выходцы из восточной половины, русско-литовской. Многие — православные. То есть, по понятиям того времени — русские. По окончании Смуты победители-Романовы были заинтересованы свести реальную сложность событий к простой формуле: война с иностранцами и иноверцами. Создатели фильма возвращают нас к такому примитиву» «Бредущие среди нас». Попрошайничество как патология «В общем, о нищенстве я из книги “Бредущие среди нас” узнал немного, по сравнению не только с Брехтом, но даже с газетами и репортажами по телевизору. Но кое-что понял про изучение общества “с этологических позиций”. Спасибо, лучше уж по старинке, с человеческих». Александр Моисеевич Шкроб зовет живых «В 18 веке был просветитель Новиков, который понял значение типографий, библиотек и книжных магазинов для России. В конце 20-го – просветитель Шкроб, который понял значение Интернета. Что мировая паутина может не только собирать мусор, но сохранять и формировать культуру. Как он сам это формулировал: “Человечество выделилось из животного мира благодаря передаче накопленного опыта между поколениями и в пределах поколения. Приобретение этого опыта - социальную адаптацию - называют обучением, образованием, воспитанием - все эти термины отражают лишь аспекты единого, того, что в русском языке зовут просвещением… Гибель системы распространения научных знаний заставила заняться не вполне естественным для одиночки делом - сетевой публикацией… Всю свою жизнь я приобретал знания и мировоззрение из книг, авторов которых почитал как своих учителей и наставников. И вот судьба предоставила мне редкую возможность не только в какой-то мере отдать долг этим людям, но и передать дальше зажженный ими огонь”». Сикхизм в свете научного религиоведения «Книга петербургских индологов Елены Успенской и Игоря Котина посвящена одной из интереснейших религий Индии — сикхизму. В книге рассказывается о последних пяти столетиях истории Северной Индии, ее политическом развитии и о духовных поисках ее выдающихся умов. История сикхов — это также история одной из самых успешных религиозных диаспор». Трещины в логике.
Книга для учителя по новейшей истории России «Ещё в позапрошлом веке умные люди предостерегали от изучения в школе слишком современной истории, в результате чего получается “…панегирик нынешнему императору и производит, конечно, совершенно противное действие. Молодые люди по свойственному им духу противоречия относятся к этому преподаванию критически… теряют к учителям и доверие, и уважение”». Военная история Рима в неразрывной связи с политикой, экономикой и религией «Вопреки всем “реформам” и “Болонским соглашениям”, наши вузы продолжают готовить специалистов с широким историческим кругозором, а не “болонок”. Удивительная жизнестойкость. Прямо как Рим во время Пунических войн». Ключевое слово «Рим». Последний конфликт в независимой Греции «Внимание потомков распределено между эпохами неравномерно. Перикл, Сократ, царь Леонид с Фемистоклом. Имена знакомы даже человеку, далекому от исторической науки. А дальше? Прекрасное детство человечества упирается в битву при Херонее, где была, как известно, похоронена свобода эллинов. Следующая глава уже македонская, потом римская. Мне тоже так в школе преподавали. И были по-своему правы. Но на самом-то деле у древнегреческой истории, как в некоторых спектаклях, не один финал, а несколько, и они сильно разнесены во времени». Другая сила. Научно-популярные журналы возвращаются «Задача таких публикаций, как вышеупомянутая — как раз лишить интеллигентного человека способности назвать вещи своими именами и воли к сопротивлению. Никто ведь не виноват, люди сами выбрали. Спасибо начальству, что еще позволяет астрономам скромно прозябать в тени астрологии. Простите, господа, но с таким настроением вы слоника не продадите. Тем более журнал. Большой тираж вам действительно не нужен. Ничего не добьется тот, кто внутренне смирился с поражением». 1919—1928. Еврейский театр: политика и искусство «Монография Владислава Васильевича Иванова посвящена периоду в истории Государственного еврейского театра, в течение которого во главе труппы стоял его основатель — А. М. Грановский». «1917»: документы революционного времени «Помнится, про 1917-й год была когда-то написана хорошая книга, тоже содержавшая много документов. Не зря ее Сталин изымал из обращения. “10 дней, которые потрясли мир”. Автор, Джон Рид, не стеснялся формулировать собственное мнение о происходящем, с которым вы вправе не соглашаться, спорить — открыто и честно, не прикрываясь драпировками управляемой документальности. Но 1917 год — слишком острая тема, слишком уж затрагивает социально-экономические интересы (не тогдашние, а сегодняшние), чтобы обладатели власти и денег позволили всерьез ее обсуждать в широкой аудитории». Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922» «Хороший материал для размышлений — нет, не только по еврейскому вопросу, а о том, почему в Гражданской войне победил именно тот, кто победил. Тот, кто имел политическую волю и программу... Далее можно дискутировать о том, что программа большевиков порочна, и борьба с националистическим одичанием велась тоже варварскими методами, но если смотреть из 1920 года, понятно, почему даже далекие от коммунизма люди разных национальностей начали воспринимать Советскую власть как наименьшее зло». «Мифы заселяют Америку». Урок общечеловеческого братства «Сегодня с возрастающей достоверностью реконструируются события не то, что не имеющие своего Геродота, но происходившие за сотни поколений до первой глиняной таблички с неумелыми архаичными письменами. Параллельно работе над геномом человека воссоздается реальная родословная человечества». Учебник просвещает. Ахмадулина и Бродский как постмодернисты «Дальше идет длиннющая, больше чем на полстраницы, цитата из Бердяева, про какой-то “Ренессанс не только под знаком Духа, но и Диониса”. Школьник, если начитан в мифологии, сразу поймет: выпивали много. А потом на трезвую голову задумается: ренессанс значит “возрождение”. Возродить можно только то, что умирало или, по крайней мере, находилось в глубоком упадке. Например, античные традиции после Средневековья. Так что же это получается: русская культура до 90-х годов ХIХ столетия — она, что, умирала? Духовно деградировала — в лице Толстого, Достоевского и Чайковского?» Почему Турция стала такой, какая есть «Вот мы и подошли к вопросу: почему Турция стала такой, какая есть? То есть к кемалистской революции. Она низложила в 1922 г. султана. Выбросила в мусорную корзину Севрский договор, “последний договор в Версальской системе” , по которому “Турция как государство должна была перестать существовать”. Изгнала иностранных оккупантов, пытавшихся обеспечить договор силой оружия. Она же опровергла все стереотипы о “восточной ментальности”, чуждой прогрессу и прозябающей под гнетом религиозных предрассудков. Родилось новое государство — светская республика». Не лучший способ борьбы со сталинизмом «Прямо на обложку книги вынесена фактическая ошибка: “История ГУЛАГа” почему-то с 18-го года, а не с 34-го. Похвально стремление рассматривать явления, начиная с предпосылок. Например, предпосылки тирании Ивана Грозного легко обнаруживаются в правление его отца и деда, но странно будет выглядеть книга “Опричники: 1482-1572”. И как можно не различать репрессии во время войны (Гражданской) — и убийства заведомо невиновных людей в мирное время? Можно. Такова агитпроповская установка. Ответственность за преступления Ежова и Берии нужно любой ценой распространить на весь советский период». Нацизм в Прибалтике в годы Второй мировой войны «Cегодня самое важное - это четкая антифашистская позиция. Создатели этих новых книг, слава богу, не ищут никакой “противоречивой сложности” в человекообразном существе, которое, нацепив повязку со свастикой, убивало трехмесячного ребенка на руках у матери и таким образом, видите ли, боролось со “сталинским тоталитаризмом”. Нет, здесь вещи названы своими именами. И убедительно опровергнут целый ряд конструкций, с помощью которых наводится тень на историю Второй мировой». Спарта. Два царя в голове «Осмысленная литература учится маскировке, чтобы обмануть цензуру (якобы несуществующую) и проникнуть таки на полки общедоступных магазинов. Книга так броско, я бы даже сказал, залихватски оформлена — по одежке нипочем не догадаешься, что перед нами серьезная работа крупнейшего специалиста по спартанской истории». Умиление и карикатура как инструменты научной методологии «В результате такой научной методологии получается, с одной стороны, где “благородные девицы” и “высочайшие гости” — сплошное умиление и рождественская открытка, с другой — там, где женщины, осмелившиеся заявить о своих правах — там глумливый тон, сплетни самого низкого пошиба (они-де и немытые, и некрасивые, и мужеподобные) и карикатуры в качестве иллюстраций. Растрепанная ведьма с пистолетом — это, оказывается, “социал-демократка”. Правда, на самой репродукции явственно различима подпись: “соц.-революц.”. Но какая разница. Как говорится в старом анекдоте, “мое дело сказать”». «Символ власти». Никакой идеологии «Воспетый Бертолуччи китайский император Пу И раздвоился таким образом, что его тронное имя стало отдельным человеком, отрекшимся от престола (332), последним председателем КНР был, оказывается, Лю Шаоци в 1959 году, а потом Китай возглавляли уже президенты, начиная с Цзян Цзэминя. Ярузельского исключили из президентов Польши (398), но ему еще повезло, потому что про нынешнего президента Зимбабве написано, что он “страдает манией преследования и раком простаты” (484). Это все — результат самого беглого перелистывания справочника». «Школа современной пьесы» представила мистерию Тазийе «Тазийе — очередное свидетельство против тех сочинителей (не хочется называть их историками), которые отрицают единство человеческой цивилизации и общие закономерности ее развития. Традиционный театр, возникающий совершенно независимо у разных народов, например, в Иране и на Дальнем Востоке, демонстрирует поразительное сходство: происхождение из религиозной церемонии, сочетание декламации с пением, представление под музыку, открытая площадка, символика цветов, жестко фиксированные амплуа, в которых актер совершенствуется всю жизнь. Ну, никаких объективных законов истории не существует, правда?» Глоток свободы «В журнал “Скепсис” пришло письмо. Мол, с удивлением обнаружил, что ваш автор Смирнов занимался не только серьёзной историей, но ещё и такой ерундой, как рок-музыка. И я за такое письмо совершенно не в обиде. Если судить о рок-музыке по тому, что называется этим словом сегодня, то она и впрямь не заслуживает интереса / сочувствия / уважения. Да и настоящий рок тоже никто не обязан любить». Бюллетень комиссии по борьбе с лженаукой «Поверьте, естествоиспытатели хорошо пишут по-русски, без культурологической зауми, живо и убедительно. Вот портреты предприимчивых граждан, которые своими учёными степенями подпирали секту Грабового. Вот новая «наука» в кавычках на базе синергетики. Вот старая добрая астрология, взялась определять для военного ведомства гороскопы кораблей. Кстати, успешно предсказывает! Только не до аварии, а после». Иван Ефремов как зеркало времени «Что такое “Туманность Андромеды”? Позитивный идеал Карла Маркса, развернутый в энциклопедию будущего. Единое человечество населяет благоустроенную планету, с которой стерто даже воспоминание о границах. Самое причудливое (что там Бразилия!) смешение рас и наций. Автоматизация освободила человека от тупого механического труда, перед нами общество учёных и художников, которые периодически меняют род занятий, внося в жизнь разнообразие. Отсутствует государство как специфическая функция управления людьми». «Остров»: уточнение координат «15 лет гг. кинематографисты приучали Россию к тому, что убить человека – всё равно, что насекомое раздавить. И вот появляется фильм, в котором это не эпизод, “дубль 18”, а кошмар, преследующий душегуба всю жизнь. Да, собственно, и нет у него больше никакой другой жизни, кроме раскаяния и судорожных попыток искупить, загладить и вымолить прощение. Именно это (а не пропаганда “экстрасенсорики”) составляет главное содержание фильма». Женщина в современном Иране «Книга “Роль и положение женщин…”, если читать внимательно, показывает сложную и противоречивую картину. Разрешили работать в хирургии – и тут же ввели раздельную перевозку женщин и мужчин в общественном транспорте. Ясно, что в клерикально-бюрократической олигархии есть разные группировки, у каждой свои интересы и игры, о которых в книге, изданной при участии Иранского посольства, рассказывать нельзя. Спасибо и на том, что рассказали». Православное сектоведение «Поскольку сам Александр Леонидович Дворкин – профессор всё-таки Свято-Тихоновского богословского института, его собственная позиция противоречивая, а в исследовательскую лабораторию всё время вторгается пропагандист. Начиная с самого понятия “тоталитарный”, заимствованного из политологии, где это не столько термин, сколько политический ярлык». Деосапиенсы, приапиды и батька Махно «Главный редактор “Литературной газеты” Юрий Поляков борется за высокую культуру против бескультурья, насаждаемого современными коммерсантами. И слова говорит благородные, правильные - не поспоришь. Вопрос в другом - какие конкретно образцы “высокой культуры” тем временем рекламирует его собственная газета. Знаете ли вы, например, кто такие “деосапиенсы”? Не знаете? Тогда читайте!» «Драматическая трилогия» Тома Стоппарда «В нашей высокой “духовности”, откуда можно поплёвывать на “бездуховных” англичан с американцами, выросло уже целое поколение, которое, в лучшем случае, понятия не имеет, кто такой Белинский. В худшем случае, фамилию знают, но твердо убеждены, что в известном споре “бунтовщика” Белинского с “патриотом” Гоголем именно Гоголь был стопроцентно прав. Вот этим уже ни драматург Стоппард, ни режиссер Бородин не помогут». Коричневый слюнявчик для мальчика-мажора «Преступления Сталина проистекают из глубокого извращения идей, которые являлись разумными и справедливыми. В нацизме же с самого начала портить и извращать было нечего. В нём не содержалось ничего такого, чем культурный человек середины ХХ столетия мог искренне обмануться. Но в России 90-х годов коммунизм оказался не просто равноценен нацизму. Официальные идеологи пришли к выводу, что коммунизм хуже. Крайняя демонизация советской эпохи была необходима им для самооправдания». Закат Московского царства «Религиозные споры могли расколоть аристократию – как в Англии и во Франции. Россия этого избежала. Как? Покровители старообрядчества могли сохранять своё высокое положение. Но при условии: не устраивать демонстраций, не посягать на царский авторитет. Условие, с которым не пожелала считаться Морозова». Рок‘н‘ролл мёртв. К 25-летию ленинградского рок-клуба «На Рубинштейна не заставляли петь песни советских композиторов про Ленина. Пойте свои, в ритмах какой хотите зарубежной эстрады, главное, чтоб это были песни ни о чем. Вот он, универсальный алгоритм так называемой “молодёжной культуры”. Кто в него вписывался, получал право на концертную деятельность за пределами рок-клуба». Откуда есть пошёл Союз театральных деятелей «Вот оно, главное. Общая вера в то, что цель театра – “не праздная забава, а нравственное, умственное и художественное совершенствование человека”. Ужасное отступление от плюрализма, но этот принцип на съезде не оспаривался. Никто не пытался переубедить коллег: нет, наша цель - нахапать денег! Или зад со сцены показать. Нынешние заказные критики по голым задницам скажут: идеализм тогдашней интеллигенции. На самом деле - наоборот». Две монографии по истории Французской революции «Государственная Историческая библиотека в серии “В помощь студенту-историку” переиздала две монографии: первый в историографии научный труд по истории Французской революции — Франсуа Минье “История Французской революции с 1789 по 1814 гг.” и исторический очерк А.К. Дживелегова “Армия Великой французской революции и ее вожди”». «Предыстория человечества». Руководство для «чайников» «В книге отражены последние раскопки, например, находки очень древних предполагаемых Homo erectus в Грузии и в Португалии: мальчик примерно 4 лет, в облике которого сочетались признаки современные и неандертальские. С учётом новых материалов автор показывает расстановку сил в самом, пожалуй, принципиальном конфликте между антропологами». Экстрасенс в Европарламенте «Кто спорит: именно в Западной Европе зародилась и распространилась в массах та высокая культура, которая стала «маяком прогресса» для человечества. Но ведь Кьеза однозначно отождествляет всё это с конкретной политической организацией. С Евросоюзом, которому поёт осанну. Это-де «единственный случай государства, которое рождается без войн… уникальный феномен… великое культурное событие». Не то, что американская Империя, погрязшая в мракобесии и креационизме». Иоанн Кронштадтский: «О, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны» «Не только в самой книге чудеса подаются как факты — я цитирую: “в одном рассказе очевидцев описывается явление отца Иоанна на антирелигиозном комсомольском собрании”, понимаете — очевидцы явления покойного! — но в редакционной аннотации чёрным по белому написано, что герою книги был присущ “дар боговдохновенной молитвы и исцеления”. Жаль, что “Новое литературное обозрение” не издаёт медицинской литературы». «Святой, повернувшись к югу, выслушивает Поднебесную» «Японские реформы дали невероятный рост всех показателей, по которым можно судить о развитии страны, некоторых — с нуля. Даже средний рост подданных увеличился на сантиметр. Страна, которую презирали как варварскую (а наш император Николай называл её жителей “макаками” стала вровень с мировыми державами. И вместе с прочими достижениями, усвоила у них привычку поддерживать собственное благополучие за счёт менее удачливых народов». «Захудалый род» Студии театрального искусства Сергея Женовача: чем современна семейная хроника 19-го века? «Николай Семенович Лесков – не левый и не правый, так и не ставший своим ни в освободительном движении, ни в лагере охранителей самодержавия – православия – народности. А “Захудалый род” – произведение незаконченное, и ведь не только из-за авторской обиды на Каткова, который вносил в журнальный текст цензурную правку, не согласованную с писателем. На 210-ти страницах недосказанной истории столько всего переплелось: человеческих судеб, философских учений, социальных противоречий, что я, признаться, не представляю себе, как их можно было бы распутать». Книга Александра Зимина «Слово о полку Игореве» «В общем, как прозрачно намекали солидные люди доктору исторических наук Зимину, быть бы ему академиком, если бы… Если бы не “Слово о полку Игореве”. Захотелось самому разобраться в сомнениях, которые возникали по поводу “Слова” у самых разных людей, от русского классика Льва Толстого до французского слависта Андре Мазона…» «Петербург 1910-х годов: прогулки в прошлое» «А ведь сам автор не занимался никакой пропагандой, ни советской, ни антисоветской, он просто знал и любил свой город, художников его и мастеров, не уважал чванливых бездельников, и именно такая нормальная человеческая позиция интеллигента, труженика и патриота делает его взгляд строго объективным. Общая картина народного быта хорошо объясняет, почему в стране произошло то, что произошло, и соответственно, позволяет использовать “Прогулки в прошлое” в качестве пособия по истории». «Империя Чингис-хана» «Монография Татьяны Дмитриевны Скрынниковой и Николая Николаевича Крадина – это, конечно, не Великая Монгольская энциклопедия, и не последовательная история крупнейшей кочевой империи, скорее очерки, в которых показаны факторы её формирования и характерные черты, как то: рабство у монголов, механизмы наследования власти, порядок мобилизации на военную службу, облик столицы – Каракорума». Несколько слов в защиту сотрудников музеев «Подозрительно то, что музейщиков начинают воспитывать люди, которым такая этика с эстетикой – «вместо статуй будут урны…» – очень нравится. Подозрительны статейки про хранительниц пенсионного возраста, которые, дескать, только и знают, что чай пить на рабочем месте. Надо бы их в утиль, а на их место – продвинутых менеджеров». Нужно ли проводить Единый государственный экзамен по истории в форме тестов «Результаты наших тестов указывают на неоспоримое превосходство нордической группы. Нордическая раса – раса господ, организаторов и аристократов. Вот это знамя, под которым в 30-е годы в Америке были навязаны вузам тесты вместо нормальных экзаменов». Книга «Русский крест» «При всех возможных разногласиях, книга “Русский крест” ориентирует общество на то, чтобы в главном, в том, что ясно и не вызывает сомнений, нормальные мыслящие люди определились. Ситуация не оставляет времени на крючкотворство и надежды на то, что с источником “сверхсмертности” можно договориться о мирном сосуществовании, как с драконом, которому отдавали ежегодно какое-то количество детишек». Стандарты и образование «И какая возможна формализация ответов при заведомой неопределённости вопросов? Чем отличается “научное познание от других видов познавательной деятельности” – это что, вопрос для механического ответа “да, да, нет, да”? По-моему, это вопрос для семинара в Институте философии. Единственная способность, которая проверяется такими ЕГЭ – способность к бессмысленной зубрёжке и быстрому заполнению бюрократических бумажек». «Повседневность русских городских обывателей» «Сопоставляя эту картину с современной, мы волей-неволей приходим к проблеме криминальной субкультуры, через которую уголовщина сегодня воспроизводится уже как норма и своеобразный экономический уклад. В этом смысле Бежецк 18-го века предстает более здоровым обществом, чем наше нынешнее». «Епифань и Верхний Дон ХII-ХVII веков» «Ну, и самая авантюрная, достойная Дюма и Дрюона глава приходится на Смутное время и связана с именами епифанского сотника Истомы Пашкова, воеводы из холопов Ивана Болотникова, боярина из казаков Ивана Заруцкого и их государыни – царицы Марины Юрьевны». «История Китая. Эпоха Цин» «В “Истории Китая…” вы найдете сведения о театре, литературе, социальном этикете, много такого, чего не мешало бы знать культурному человеку. Например, в газетах постоянно встречаю утверждение, что Тибет присоединён к Китаю в 1950 году. Так вот, в книге подробным образом прослеживается процесс присоединения, завершившийся тем, что, извините, в 1751, двумя веками раньше, “Тибет вошел в Цинскую империю как её составная часть”». «Натан Эйдельман и чудотворные иконы» «Вместо того, чтобы отстаивать ценности просвещения, наши учёные, “доценты с кандидатами”, прячутся в узкоспециальные норы, боясь высунуться оттуда с какими либо определёнными выводами и оценками: “И скажем, чтоб кончилась смута: каким-то хазарам какой-то Олег за что-то отмстил почему-то…”. Или, худший вариант, поддакивают антинаучной пропаганде». «Шведские военнопленные в Сибири» «А в начале 18-го века счастье изменило королю Карлу. Он-то планировал кампанию применительно к рыхлой отсталости России до-петровской: север с Архангельском присоединим, что-то подарим польским союзникам, а что будет ненужное, порежем на уделы и оставим догнивать. И не заметил, что Россия меняется. “Северный метеор” разбился о “регулярное государство”, внезапно выросшее на Востоке». «Литература “фэнтези” и эскапизм» «Киношники тоже впадают в детство. То война с пауками, то космическая принцесса, то добрый молодец с арбалетом отправился в Трансильванию очищать тамошнее небо от военно-воздушных ведьм графа Дракулы». Эвальд Ильенков «Об идолах и идеалах» «В моих руках – новая старая книга, переизданная в этом году в Киеве издательством “Час-Крок” - работа выдающегося отечественного психолога и философа Эвальда Ильенкова «Об идолах и идеалах», вышедшая впервые аж в 1968-ом и, казалось бы, обречённая безнадёжно устареть. Однако, открываю первую же главу – и нахожу там сказку, точнее, притчу о цивилизации мыслящих машин, которые в бесконечно далёком будущем пытаются восстановить в своей коллективной памяти, что такое «человек», да и мыслимо ли в природе такое нелепое чудище». Полумглисты «Остаётся вопрос, почему для них по-прежнему так актуальна, казалось бы, сугубо историческая тема Великой Отечественной. Что им Гекуба, сожжённая карателями фон Паннвица в белорусской избе? Что вынуждает снова и снова оскорблять память солдата-антифашиста? Неужто от лишнего плевка ему на могилу всерьёз зависит неприкосновенность итогов приватизации?». О романе Максима Кантора «Учебник рисования» «“Учебник рисования” - нелицеприятная панорама российской действительности (с эпизодическими вылазками в зарубежье, по маршрутам вывоза денег) от Горбачёва до приблизительно 2005 года: Ходорковский уже в тюрьме, но Берлускони ещё… хотел сказать “ещё нет”, но имел в виду, что он ещё во главе Италии». Биография Ленина в новом ракурсе «Достоинство книги Логинова — мастерская работа с источниками, особенно мемуарными, самыми выигрышными литературно, но и самыми опасными, потому что из воспоминаний, составленных 40 лет спустя заинтересованными лицами, можно вылепить что угодно. Но даже недобросовестные мемуары не теряют ценности, поскольку позволяют судить о том, кто и за что любил героя книги или, наоборот, ненавидел». Александр Хлевов «Морские войны Рима» «Обычно мне приходится рецензировать книги научные, для специалистов. А эта относится к вымирающей разновидности – научно-популярной. Популярно – но основательно. Александр Алексеевич Хлевов – серьёзный учёный, который рассказывает всем, кому это интересно, римскую морскую историю от этрусков до злосчастного сражения императорского флота с вандалами в 468 году уже нашей эры. Но попадись мне такая книга в 11-летнем возрасте, её притягательная сила была бы не меньше». Сакаи Сабуро «Самурай» «Один из самых знаменитых японских лётчиков, с 1938 по август 45-го года он сбил, вроде бы, 64 неприятельских самолёта, получил тяжелейшее ранение у острова Гуадалканал, после чего сумел вернуться в строй, участвовал в последнем воздушном бою, и главное – остался в живых, в отличие от подавляющего большинства японских асов, чтобы передать свой опыт корреспонденту “Ассошиэйтед пресс”» Homo sapiens: история болезни «Книга о том, чем болели наши предки, от чего, и в каком возрасте умирали. Палеопатология выводит на уровень фундаментальных исторических закономерностей и позволяет не только понять прошлое, но и разработать стратегию на будущее, от чего, может быть, зависит сохранение на Земле этих странных приматов, Homo sapiens». Хазары и викинги в Древней Руси «В учебники истории, в отличие от физики или астрономии, изменения вносятся, как правило, не по каким-то учёным основаниям, а из-за того, что поменялся соцзаказ. Как говорится, “история в сослагательном наклонении”. Потому что с начальством сослагается. Но в данном случае первые главы учебников отечественной истории должны быть отредактированы именно потому, что в последние десятилетия совершены открытия, всерьёз меняющие представления о том, “откуда есть пошла Русская земля”». Новая книга об истории Великой Отечественной войны «Алексей Игоревич Балашов и Геннадий Петрович Рудаков обобщили и систематизировали современное состояние исследований о Великой Отечественной войне. Подчёркиваю: современное. И представленная в книге картина оказалась совсем не похожа на ту лакированную версию, которая в мои школьные годы только отпугивала подростков: интереснее было читать о войне на Тихом океане, о Троянской, о какой угодно, только не о Великой Отечественной». Страницы истории евреев России XVIII - XIX веков «Высокохудожественно издали архивное исследование документов той поры, когда Россия вдруг оказалась главной еврейской державой: после раздела Польши и успешных войн с Турцией в российском подданстве оказалось свыше половины, на начало 19 века около 70 % всех евреев мира. Александр Второй - преемник царя Соломона». Первая революция в России. Взгляд через столетие «Ещё один сюжет, считавшийся раньше не совсем политкорректным: национальный сепаратизм. В книге как раз замечательно показано, что в 1905 г. трещины наметились именно там, где весной - летом 1917-го прошли глубокие разломы, так что к октябрю никакого единого российского государства уже не существовало, его придётся строить заново». Школьное пособие для удовольствия взрослых «К сожалению, структура книги — “проблемная” или, как сказал бы Даниил Хармс, “клочная” — мешает авторам добиваться ими же поставленной цели. Потому что очень трудно вот так с места в карьер на считанных страницах как следует раскрыть сложную проблему. А потом так же неожиданно переключиться на другую. С чисто историческими сюжетами это ещё как-то получается, а теоретические временами вызывают трудности понимания». От мертвого осла голова «Окольным путем – не из рук в руки от фюрера, а именно через рынок коммерческой рекламы – тоталитарные ноу-хау пополняют арсенал демократии. “Хвост виляет собакой”. Наемный провокатор получает почетное наименование “политтехнолога”; партийные программы подменяются рекламными роликами; политика, то есть серьезные проблемы власти и собственности – личной жизнью через замочную скважину; народное волеизъявление – постановочными шоу типа “Голосуй, а то проиграешь”». Холуёметр «На мой взгляд, в течение полутора десятилетий настоящий плюрализм состоял именно в том, что среди общего разложения театр оставался оазисом интеллектуальной и нравственной нормы, именно он предоставлял нам возможность выбора – послушать не подзаборную брань, а осмысленную речь; увидеть не задницы, а человеческие лица. Теперь у нас право выбора отнимают». Головнин А.В. Записки для немногих «Если бы такие чиновники, как А.В.Головнин, определяли политику России, может, не понадобилось бы революций». Учебно-методический тупик «Бедные дети. И учителя. Начинаешь перепроверять и находишь все новые и новые образцы заведомой бессмыслицы. Как выделить из четырех утверждений одно, если верные – три? Можно запомнить, как говорящий попугай, конкретную фразу из учебника, но если ты читал хоть что-то кроме учебника, тебе конец». Свежепрославленный страстоугодник. Житие атамана Козолупа Канонизация Николая II подтолкнула нашего обозревателя Илью Смирнова к историко-религиозным исканиям. В результате его взор обратился к житию одного истинно народного героя... Скепсис. Ежеквартальный научно-просветительский журнал. №1, весна 2002. «Позиция журнала – не развлекательная, а просветительская. Интересно, что организовали его вовсе не маститые ученые, а совсем молодые люди, студенты и аспиранты, объединившиеся вокруг сайта atheism.ru». Регрессанс. Религия и образование в современной России «Эта статья – не “публицистика” в общепринятом газетно-журнальном понимании слова, а небольшое научное исследование, предпринятое автором по просьбе журнала “Скепсис”. Оно основано на источниках. В основном – на учебных пособиях, утвержденных Министерством образования». Право на разум «Личность не рождается и не выдается в готовом виде. Она формируется. Право на разум, то есть право человека на ценности, накопленные цивилизацией к моменту его “выхода в свет”, – одно из фундаментальных гражданских прав, которое не может быть изъято ни силой, ни жульнической подменой». Коричневые пятна истории «У метро Сокол в Москве - памятник группенфюреру фон Паннвицу и его подручным из “казачьих” формирований СС. “Голая пионерка” на театральной сцене. На экране - “Полумгла”. И из разных городов чуть ли не ежедневно поступают новости о преступлениях бритоголовой нелюди». ИнтерNAZIонал «Литература о нацистах настолько обильна и разнообразна, что даже беглый и схематичный ее обзор не уместится в формат статьи. Поэтому мы избрали более узкое направление. А именно то, как на общедоступном книжном прилавке России представлены сюжеты, связанные с коллаборационистами - с теми, кто стал гитлеровцем, не будучи немцем». Воинствующая этнография «Сегодня самодовольная замкнутость - верный способ навсегда остаться сырьевым придатком. А “Россия для русских” – просто рычаг, которым эту самую Россию можно окончательно развалить». Зачем крепостному фехтование? «Право на образование, наряду с избирательным правом и социальным страхованием — великое завоевание нескольких поколений, боровшихся в разных странах за справедливое устройство общества. Равный доступ к знаниям выравнивает шансы детей разного социального происхождения. Сегодня под демагогическими драпировками происходит пересмотр итогов трехсотлетней истории. С теми, кто этим занимается, нужно вести не научные дискуссии, а политическую борьбу в интересах подавляющего большинства населения». Фантик с Крокодиловых островов «Д.Робинсон лишний раз напоминает нам, что собственность неотделима от власти, экономика – от политики, а сама экономическая наука – от социальных интересов. Ведь офшоры обслуживают не кемеровских бомжей и даже не тихоокеанских островитян, а мировую номенклатурно-финансовую элиту». Ключ к XXI веку - без права передачи «Как обстоят в Китае дела с образованием? Вроде бы, неплохо. Но у китайских реформ есть, к сожалению, большой недостаток – то, что не были учтены мудрые указания такого выдающегося учёного и организатора образования, как Э.Д. Днепров. Ещё не поздно! Расширив свой конфуцианско-коммунистический кругозор Днепровым и “постмодернизмом”, китайцы приведут школы и вузы в идеальное состояние. Такое же, как у нас...» Евно Азеф, Василий Розанов и другие титаны Регрессанса в гостях у старушки Мельпомены. «Если деньги – мерило человеческого достоинства и универсальный критерий оценки всех видов деятельности, включая искусство, то в центр политической истории всплывает не борец за права крестьянства В.М. Чернов или честный полицейский А.А. Лопухин (у каждого из них были свои принципы, не переводимые в рубли и доллары), а наёмный провокатор». Пророчество Троцкого «А что делать людям, принадлежащим к совсем другому, не “политическому” классу? К сожалению, они мало что могут изменить в современной общественной ситуации. У нас был шанс, предоставленный Горбачевым в 1987 году, но мы сами его променяли на чечевичную похлебку в фирменном антикоммунистическом соусе из буфета свердловского обкома КПСС. Теперь поезд ушел, точка бифуркации пройдена». Не падайте духом, корнет Смердяков «Я вовсе не утверждаю, что газетные и телевизионные либерасты, вдруг перестроившие свою пропаганду под религиозно-эстетический идеал Союза меча и орала, действительно уверовали в чудесные исцеления плачущими портретами царя. Их подлинная святыня несколько иная, а Б.Франклин на 100-долларовой купюре, кажется, не плачет. Но крайняя демонизация советской эпохи была необходима для оправдания того, что сделали со страной в 90-е годы». Педагогика торможения «Никакой предмет нельзя усвоить клочьями, если не имеешь представления о его внутренней логике. Понимают это и сами апологеты “модульного подхода”. Ни один из них не доверит собственную жизнь пилоту, которую изучал специальность по модулям: как взлетать, знает, а с посадкой – извините, но ничего не получится, потому что вместо тоталитарных правил захода на посадку будущий летчик “взял” в училище более актуальный модуль». Марш «Прощание варяжки» «Считается, что большие открытия (такие, от которых должно меняться содержание школьных учебников) возможны только в естественных науках. Какие могут быть новости в истории Древней Руси? Разве что брызги от политической конъюнктуры, опрокинутой в прошлое». Как отделить балет от танцев, а оперу от пения «Казалось бы, вопрос кристально ясен. Однако оппозиция требует продолжения банкета, то есть “реформаторской” политики 90-х гг., направленной против высшего образования как института и против интересов трудящегося человека. Потому что право покупать своим детям по дешевке ничем не обеспеченные дипломы – это точно то же самое, что право “лечиться” у экстрасенса, а не у нормального врача. Подарки из одного гуманитарного набора». Физика и этика «Представление о школе и вузе как о фирмах, которые оказывают за деньги некие “образовательные услуги” населению, подобно тому, как парикмахерская оказывает услуги постригательные, – очевидная глупость. Конечно, нет ничего дурного в том, что люди на досуге не пиво сосут из бутылок, а образуют кружки или общества по интересам, в которых дипломированные преподаватели расширяют их кругозор. Только польза. Но у образования как отрасли есть иные – первостепенные задачи». Либеральный факультет, отделение мракобесия «На заметку про “лохотрон на катафалке” поступили любопытные отзывы. Один гражданин считает, что возмущаться “реформами” вправе только тот, кто сам занимает какую-нибудь руководящую должность. Идея чрезвычайно плодотворная, особенно, если распространить ее на общепит и торговлю. Тухлую колбасу может вслух назвать тухлой только сам директор магазина, торгующего тухлой колбасой. В крайнем случае – замдиректора». Велесовы реформаторы «Переставляя туда-сюда наперстки, “реформаторы” не забывают вовремя пускать слезу. Вправо – по поводу того, что в России “нет денег” на школы и университеты... Другая слеза – по бедным детишкам, страдающим от “перегрузок”. От “лишней” математики, “избыточной” биологии, ”чрезмерного” Пушкина». Как (не) следует преподавать историю «Идеологическое давление на науку тем сильнее, чем наука актуальнее с точки зрения власти и собственности. Если морские животные станут вмешиваться в человеческую политику, биологи быстро растеряют все объективные критерии, позволяющие им отличать акулу от китообразного. И в учебниках этот новый “дискурс” – “перед нами Рыба - Кит!” – будет подан как огромный шаг вперёд по сравнению с унылым тоталитарным позитивизмом. К счастью для биологов, предмет их исследования некредитоспособен». Хорошо не забытое старое «Нечто неудобоваримое расползается из “религиозной философии” в учебники и монографии: “миф – это бытие человека, создающего свое пространство смыслополагания: онтологическое свидетельство имманентной ограниченности человека в восприятии бытия.” Если попробовать перевести ее на русский язык, получается очень простая формулировка, понятная тем же самым детям, к которым обращался Азимов. Что правда, что неправда; что наука, что мифология - все одно». Хомо экономикус из 9 класса «Тот учебный предмет, который в 90-е гг. пришел на смену схоластической “политэкономии социализма”, имеет дело даже не с экономикой как таковой (то есть с хозяйством), а с куда более узким сектором общественного бытия... Новые хомо экономикус не сеют и не пашут (не строят, не лечат, не изобретают) – только считают деньги. Финансовая отчетность – единственный критерий для оценки всех видов человеческой деятельности». Памятник великой культуры «Меняется буквально на наших глазах общая концепция образования. Старое доброе пособие “Как написать дипломную работу” совершенно бесполезно для молодого человека, который просто покупает себе диплом – и не тайком, а на вполне законных основаниях, установленных “реформаторами” для “свободной” России. Но ведь и в Западной Европе дела обстоят немногим лучше. Там теперь “Болонская система”». Самиздат старый и новый «...Часто приходится слышать: как хорошо, что у нас выходит такое множество разнообразных журналов. Пусть тираж каждого в отдельности – самиздатовский, но если суммировать... Боюсь, что если суммировать – всё равно ничего не получится». Буфетчик А. Ф. Соков как Аполлон Мусагет Этот текст – ответ на статью Ирины Тосунян «Когда говорят деньги – музы молчат?», которая была началом дискуссии о культуре и капитализме, предложенной «Литературной газетой». Добро пожаловать, путешественники в третье тысячелетие! «...Пока идеи средневекового “регрессанса”, откровенно и воинственно анти-просветительские, определяют образовательную политику, ни о каких “реформах”, ни о какой “модернизации” не может быть речи. Первая и главная реформа без кавычек, которую мы должны будем провести в интересах будущих поколений, — вымести из учебных заведений “модули”, “концентры”, учебники непонятно чего и прочий мусор». История в экзаменационном наклонении «Жанр книги не столько просветительский, сколько прикладной: “Пособие предназначено для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам”. Отсюда – тезисно-конспективная манера изложения без лишних литературных красот, жесткая структура глав, в которых особо выделены не только даты, имена для запоминания и маршруты виртуальных путешествий по карте, но и варианты экзаменационных вопросов». РЕФОРМАТОРИЙ. Толковый словарь по образовательным реформам. «Сегодня реформатор образования стоит в ряду таких престижных профессий, как менеджер по маркетингу, брокер, шулер и шоу-мэн. Для овладения этой специальностью Вам не нужно изнурять себя изучением т.н. наук. Однако придется освоить специфический профессиональный язык, по которому реформаторы узнают друг друга на расстоянии, даже не глядя на ботинки (например, в Сети)». Крестики-нолики для 12-летнего детсада «Передавая мне эту полезную книгу, уважаемая редактор предупредила, чтобы я рецензировал книгу как таковую, не вдаваясь в проблемы ЕГЭ, поскольку ЕГЭ – свершившийся факт. Что тут можно возразить? На с. 10 рецензируемого пособия сказано: в 90-е годы в России установилась “демократическая система”. Для непонятливых еще повторено на с. 112». Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Как читать схемы из японских журналов Читать новость Как читать схемы из японских журналов фото. Поделитесь новостью Как читать схемы из японских журналов с друзьями!

Тоже читают:



День внутренних войск поздравление прикольное5

Как сделать из старого современное

Оригинальные поздравления для парней

Походный душ палатка своими руками

Схема автоматики на реле